Мастера промысла "Кезер"

Монограммы (клейма) мастеров-резчиков:: Творческая Студия Владислава Хромова

АЛТАЙСКИЙ КЕДР и КЕДРОВАЯ ЩЕПА - основные поделочные материалы промысла "КЕЗЕР". Оригинальный "кезеровский"  творческий метод работы с КЕДРОВОЙ ЩЕПОЙ  обусловил существование в Мастерской "КЕЗЕР" собственной школы, в которой обучаются новые мастера, сохраняются и развиваются самобытные художественно-промысловые традиции "КЕЗЕРа".

"Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное", - сказал Н.В. Гоголь. Эти слова - и про мастеров, работающих с кедровой щепой, в работе которых молекулой творения является обыкновенное полено или отлетевшая от него щепка. Мастер должен принять естественную, природную форму щепы как данность. И, подобно музыканту, "сыграть" на ней уже сочиненную мелодию - сюжет, обогащая ее при каждом новой импровизации.

Дрань (или щепа) издавна использовалась человеком для строительных нужд. В Германии, например, в XIX веке расщеп тополя использовался для оформления общественных интерьеров. В художественных целях наиболее ярко древесную щепу сумел применить японский скульптор-монах Энку (17 век). Она им воспринималась практически как готовый человекообраз, который лишь требовалось подчеркнуть несколькими штрихами. Присмотритесь - и вы тоже увидите, сколько пластической неповторимости в изгибах волокон и выглядывании сучков в обычной щепке. Щепа - необыкновенно импровизационный материал. При работе с нею мастера буквально преображаются, открывая в себе новые, доселе скрытые творческие возможности.  Хороший мастер-щепник - это всегда самобытный скульптор, со своим индивидуальным пластическим стилем и манерой. 

Одно из главных  промысловых направлений в "КЕЗЕРе" - это резные изделия из кедра. Резными изделиями из дерева в наше время трудно кого-либо удивить. Уже хотя бы потому, что таких изделий - великое множество. Как и приемов резьбы. Кезеровская резьба по кедру в сложности и витиеватости уступает многим из них и отличается подкупающей архаичной простотой.  Однако кажущаяся простота линий требует от мастера-резчика точного соответствия резьбы образцу  и чувства стиля, знания значения каждой наносимой  его резцом линии. Самобытный кезеровский стиль резьбы характеризует ясность линий и читаемость символов и образов. Все элементы резного декора изделий, как в древности, - это послание, мысль, знак или символ. Резьба в изделии является не самоцелью, а способом “проговорить” важную мысль или понятие. Лаконизм линий резного рисунка неотделим от отфильтрованной временем мудрости смысла. То же можно сказать и о кезеровском стиле росписи изделий: деток в "Семьях", куколок в кепееках и ларах, сов в мудрах... Несколько линий, штрихов - и перед нами человек. Ничего лишнего, что бы отвлекало от смысла изделия в целом.

Изделия КЕЗЕРа не были бы кезеровскими, если бы не характерная благородная темная отделка, подчеркивающая достоинства щепной скульптуры и текстуру кедровой древесины в резных изделиях. Выполняется отделка согласно разработанной более 20-ти лет технологии. Отделка каждого изделия занимает от 3 до 7 дней: окраска, тонирование, сушка, патинирование, вяление, полировка, золочение... И невозможно даже на день сократить путь изделия на этапе отделке, - иначе это неумолимо отразится на его качестве. Знание свойств древесины, технологии обработки, умение пластически-объемно видеть все достоинства и недостатки изделия - все это требуется от мастера отделки. Порой бывает так, что резчик сработал прекрасно, но щепа, как говорят в КЕЗЕРе,  "бедноватая", т.е. не отличается обилием природных изысков. Задача мастера-отделочника -  добиться того, чтобы проявилось скромное благородство материала и "заиграли" достоинства резьбы.  

МАСТЕРА "КЕЗЕРА"

 

мастера

Рабочие моменты промысла "КЕЗЕР"

 В "КЕЗЕРе" сейчас работает более 25 мастеров-резчиков и отделочников. Высокий художественный уровень мастерства отличает работы ведущих мастеров промысла: Дронова Владимира, Киреева Евгения, Кирьяновой Марины, Кондратени Елены, Кеденова Юрия, Папитова Альберта, Бердюгина Алексея, Сережкиной Нины, Черемных Татьяны, Винниковой Елены и других. В 2009 году мастер резьбы Татьяна Буренина была награждена почетной грамотой Министерства культуры Республики Алтай "За сохранение традиций алтайского народа и самобытное мастерство". Мастера промысла "КЕЗЕР"  гравируют на своих работах личный авторский знак - монограмму.
Монограммы (клейма) мастеров-резчиков.